- Знаменное пение
- (или столповое, или крюковое) древнерусское церковное пение, исполняется в течение года поочередно в пределах восьми гласов, порядок следования которых также называется столпом. Названия "знаменное", "столповое" или "крюковое" пения вытекают из самого способа древнего нотописания знаками, крюками или, что то же, столпами. На знаменном или крюковом нотописании сказалось греческое или византийское влияние, что явствует из употребления греческих букв в числе нотных знаков знаменного пения. Но размеры греческого влияния на древнерусское пение в музыкальном отношении установить трудно. Проф. прот. Д. Разумовский приходит в этом вопросе к след. выводу: "знаменный распев есть пение греческое, сложившееся в землях славянских". Основное свойство древнего знаменного пения составляет его осмогласие, где под именем гласов разумелись музыкальные лады разной высоты и с различным расположением тоновых и полутоновых диатонических интервалов, составляемые из тетрахордов, с различными господствующими и конечными звуками. Знаменное пение отличается мелодическим характером и делится на члены. Напев песнопения не представляет собою одной цельной мелодии, непрерывно развивающейся, но состоит из нескольких мелодий, которые следуют в известном порядке и затем повторяются. Мелодия песнопений в отношении подбора гласовых строк всецело подчинена требованиям богослужебного текста. В местах описательной речи текста мелодия знаменного распева приближается к речитативу, в местах возвышенного и глубокого характера, где говорится о божественных лицах Св. Троицы, о священных событиях из жизни Пресвятой Девы и Ее Сына, о тайне спасения человека, напев возвышается до разнообразного, высокохудожественного ритмического и мелодического движения и построения. В тексте исторически-повествовательного характера (напр., ирмосы) мелодия проста и приближается к речитативу. В местах, где выражается молитвенно-возвышенное настроение, мелодия стремится вверх и ускоряет движение и ритм. Наоборот, в местах, где текстом выражается покаянное настроение духа, мелодия принимает замедленный и строгий характер, вращаясь в низшей певческой области. Знаменное пение, соответствуя по мелодии, характеру и содержанию богослужебных песнопений, обладает всеми свойствами, как то: внятность и вразумительность произношения, ясность и выразительность мысли текста, простота музыкального построения, бесстрастие и важность характера, какие требуются церковным преданием от церковно-богослужебного пения.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.